Что общего между Католическими королями, Эшером, музеем Гуггенхейма и Альгамброй?
И несмотря на то, что я читала отзывы об этой выставке, она оказалась неожиданной, впечатляющей, веселой, завораживающей…
«Все вещи, которые я хочу выразить красивы и чисты» Мауриц Корнелис Эшер
Постарался не только Эшер, но и организаторы выставки, разместившие ее в ранее заброшенном Дворце Gaviria. Дворец, собственно, и сейчас заброшен: былая роскошь и богатство под слоем пыли, беспорядочной проводкой, варварским вмешательством в пространство бывшего Дворца… Я шла на выставку Эшера, но я знала что Дворец Gaviria не менее интересен. Само несочетаемое сочетание сюрреалистических работ Эшера и потолочных фресок Дворца, где изображены сцены из жизни Католических королей, повергает в состояние одновременного присутствия в прошлом и будущем, в каком – то безвременье… В огромных пыльных старых зеркалах, отражается прошлое, и увидев себя в этом зеркале невольно вздрагиваешь: «Как я туда попала?!»
Художник, тоже кудесник, его воображение и мастерство играют с нашим зрением до бесконечности, когда сюжет превращается в орнамент и из орнамента рождается сюжет. «Я играю в изнурительную игру»
Когда он рисовал свою архитектуру в начале XX века, таких зданий еще никто не строил, никто еще не пытался так изломать пространство, в 1929 году только родился будущий архитектор деконструктивист Фрэнк Гери, по проекту которого в Бильбао построен Музей Гуггенхейма.
В 1922 году Эшер приезжает в Испанию, попадает в Альгамбру и на несколько дней погружается в ажурную вязь арабских орнаментов, которые потом отразятся в его работах.
«Я не расту. Внутри меня всегда сидит маленький ребенок» Эшер и своих зрителей превращает в детей, которые пытаются разгадать его загадки и радуются открытию нового Мира, через взгляд Художника.
«Попробуйте залезть на гору, не наступая на то, что под вами, но улучшите то, что над вами, под звездами. Аминь»